A A A Ц Ц Ц Ц

ШРИФТ:

Arial Times New Roman

ИНТЕРВАЛ:

х1 х1.5 х2

ИЗОБРАЖЕНИЯ:

Черно-белые Цветные
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ПРОЛЕТАРСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ"
347544 Ростовая область, г. Пролетарск, ул. Рокоссовского 11 тел. (86374) 9-96-16 e-mail: ski_proletarsk@rostobr.ru

АННОТАЦИИ К РАБОЧИМ ПРОГРАММАМ

 

Русский язык

1 КЛАСС 

2 КЛАСС 

3 КЛАСС 

4 КЛАСС  

 5-6 КЛАССЫ 

7-8 КЛАССЫ  

1-9

Обучение русскому языку предусматривает включение в учебную программу следующих разделов: «Подготовка к усвоению грамоты», «Обучение грамоте», «Практические грамматические упражнения и развитие речи», «Развитие речи».

В 1 классе в течение всего года осуществляется обуче-ние грамоте, которое ведется звуковым аналитико-синтетическим методом. Программа состоит из двух разделов: «Подготовка к усвоению первоначальных навыков письма»; «Формирование элементарных навыков письма». В этот период ведется работа, направленная на развитие зрительных представлений и пространственной ориентировки на плоскости листа, развитие мелкой моторики пальцев рук, усвоение гигиенических правил письма, усвоение начертания рукописных букв;письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм.

Раздел «Практические грамматические упражнения и развитие речи» включает следующие темы: фонетика, графика, слово, предложение. Во 2-4 классах основой формирования фонетически правильного письма и письма по правилу является звуко-буквенный анализ. Обучающиеся приобретают начальные сведения по фонетике и графике; учатся дифференцировать различные разряды слов - названия предметов, действий, признаков;знакомятся с правиламиправописания(сочетаний шипящих с гласными;предлогов со словами, имен собственных, парных звонких и глухих согласных, безударных гласных); составляют гнёзда родственных слов,выделяют их общую часть. Знакомство с предложениемведется в процессе разбора предложения по словам и составления предложения из слов, учащиеся знакомятся с признаками предложения, учатся различать их по интонации, правильно оформлять в устной и письменной речи, даётся понятие о главных и второстепенных членах предложения.

Раздел «Развитие речи» включает работу с текстами (составление подписей к картинкам, выбор заголовка, различение текста и «не текста», работа с деформированным текстом, коллективное составление коротких рассказов и т.п).

Изучение русского языка в старших классах имеет своей целью развитие коммуникативно-речевых навыков и коррекцию недостатков мыслительной деятельности.

Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:

― расширение представлений о языке как важнейшем средстве человеческого общения;

― ознакомление с некоторыми грамматическими понятиями и формирование на этой основе грамматических знаний и умений;

― использование усвоенных грамматико-орфографических знаний и умений для решения практических (коммуникативно-речевых) задач;

― совершенствование навыка полноценного чтения как основы понимания художественного и научно-познавательного текстов;

― развитие навыков речевого общения на материале доступных для понимания художественных и научно-познавательных текстов;

― развитие положительных качеств и свойств личности.

Чтение

1 КЛАСС

2 КЛАСС

3 КЛАСС

4 КЛАСС

5-6 КЛАССЫ

7-8 КЛАССЫ

1-9

Данный учебный курс направлен на формирование осознанного, правильного, плавного чтения с переходом на чтение целыми словами вслух и про себя; формирование изучаются следующие навыков выразительного чтения; формирование самоконтроля и самооценки.

В 1 классе в течение всего года осуществляется обучение грамоте, которое ведется звуковым аналитико-синтетическим методом. Программа состоит из двух разделов: «Подготовка к усвоению первоначальных навыков чтения»; «Формирование элементарных навыков чтения». В этот период у учащихся формируется звукобуквенный анализ и синтез как основа овладения чтением и письмом. Материалом обучения грамоте являются звуки и буквы, слоговые структуры, предложения, короткие тексты.

Дальнейшая работа ведется над формированием навыка правильного чтения. В программный материал включены доступные для понимания разнообразные по жанрам и тематике литературные произведения.

Большое внимание уделяется развитию связной устной речи. При работе с текстом обучающиеся под руководством учителя учатся делению текста на части, составлению простейшего плана и определению основной мысли произведения,составлению картинного плана;пересказу текста по плану и опорным словам.

Речевая практика

1 КЛАСС

2 КЛАСС

3 КЛАСС

4 КЛАСС

1-4

Введение данного предмета обусловлено несовершенством речевой деятельности   обучающихся с интеллектуальными нарушениями, задержкой развития их речи как средства общения, трудностями включения в разнообразные нормы коммуникации. Основной целью курса является формирование коммуникативных и речевых навыков, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.

В каждом классе предмет включает в себя несколько разделов с постепенным расширением программного материала по каждому из них. Содержание предмета представлено следующими разделами: аудирование и понимание речи; дикция и выразительность речи; общение и его значение в жизни; организация речевого общения.

Содержание раздела «Аудирование и понимание речи» нацелено на развитие у детей способности воспринимать и понимать обращенную к ним речь. Задачей раздела «Дикция и выразительность речи» является отработка у детей четкости произношения, его эмоциональной выразительности. Раздел «Организация речевого общения» определяется как ведущий в развитии собственно устной речи. В его содержание входит перечень лексических тем и речевых ситуаций по названным темам, связанных со школьной жизнью и бытом детей, с их играми, взаимоотношениями с окружающими. Обучающиеся под руководством учителя «проигрывают» обозначенные ситуации, моделируя различные варианты речевого поведения. В 3-4 классах вводится раздел «Общение и его значение в жизни», задача которого - организация наблюдений обучающихся за речью и речевым общением на занятиях и в повседневном обиходе, анализ ситуаций, подчеркивающих важность речи в жизни человека.

Реализация содержания осуществляется в ситуативных играх, в выполнении различных практических заданий. В результате дети осмысливают значимость речи, преодолевают речевую замкнутость, обогащают свой лексический запас, учатся выражать свои мысли, сообщая о той деятельности, которую они выполняют.

Математика

1 КЛАСС

2 КЛАСС

3 КЛАСС

4 КЛАСС

5-8 КЛАССЫ

9 КЛАССЫ

1-9

Основной целью обучения математике является подготовка обучающихся этой категории к жизни в современном обществе и овладение доступными профессионально-трудовыми навыками.

Задачами обучения математике являются: формирование доступных математических знаний и умений, необходимых для решения учебно-познавательных, учебно-практических, житейских и профессиональных задач и развитие способности их использования при решении соответствующих возрасту задач; коррекция и развитие познавательной деятельности и личностных качеств обучающихся средствами математики с учетом их индивидуальных возможностей; формирование аккуратности, настойчивости, самостоятельности, любознательности, умений планировать свою деятельность, доводить начатое дело до конца, осуществлять контроль и самоконтроль.

Обучение математике предусматривает включение в учебную программу следующих разделов: «Пропедевтика», «Арифметические действия», «Арифметические задачи», «Геометрический материал».

Распределение математического материала представлено концентрически с учетом познавательных и возрастных возможностей обучающихся, в процессе обучения предусмотрен постепенный переход от практического обучения к практико-теоретическому. Повторение изученного материала сочетается с постоянной пропедевтикой новых знаний.

Информатика

7-8 КЛАССЫ

7-9

В результате изучения курса информатикиу учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) будут сформированы представления, знания и умения, необходимые для жизни и работы в современном высокотехнологичном обществе. Обучающиеся познакомятся с приёмами работы с компьютером и другими средствами икт, необходимыми для решения учебно-познавательных, учебно-практических, житейских и профессиональных задач. Кроме того, изучение информатики будет способствовать коррекции и развитию познавательной деятельности и личностных качеств обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом их индивидуальных возможностей.

Практика работы на компьютере: назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации; включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств; клавиатура, элементарное представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью, использование простейших средств текстового редактора. Соблюдение безопасных приёмов труда при работе на компьютере; бережное отношение к техническим устройствам.

Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок): преобразование, создание, сохранение, удаление. Ввод и редактирование небольших текстов. Вывод текста на принтер. Работа с рисунками в графическом редакторе, программах Word и PowerPoint.Организация системы файлов и папок для хранения собственной информации в компьютере, именование файлов и папок.

Работа с цифровыми образовательными ресурсами, готовыми материалами на электронных носителях.

Мир природы и человека

1 КЛАСС 

2 КЛАСС

3 КЛАСС

4 КЛАСС

1-4

Данный учебный курс является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом формирования у учащихся умений наблюдать, анализировать, взаимодействовать с окружающим миром.

Содержание дисциплины предусматривает знакомство с объектами и явлениями окружающего мира и дает возможность постепенно раскрывать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью человека.Практическая направленность учебного предмета реализуется через развитие способности к использованию знаний о живой и неживой природе, об особенностях человека как биосоциального существа для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных условиях.

Для повышения эффективности усвоения учебного материала во время занятий организуется большое количество наблюдений, упражнений, практических работ, игр, экскурсий для ознакомления и накопления опыта первичного взаимодействия с изучаемыми объектами и явлениями; используются разнообразные наглядные средства: натуральные объекты, муляжи, макеты, гербарии, коллекции, видеоматериалы.

При отборе содержания курса учтены современные научные данные об особенностях познавательной деятельности, эмоционально-волевой регуляции, поведения младших школьников с интеллектуальными нарушениями.

Структура курса представлена следующими разделами: «Сезонные изменения», «Неживая природа», «Живая природа (в том числе человек)», «Безопасное поведение».

Природоведение

5-6 КЛАССЫ

5-6

Курс «Природоведение» ставит своей целью расширить кругозор и подготовить учащихся к усвое­нию систематических биологических и географических знаний.

Основными задачами курса «Природоведение» являются:

― формирование элементарных научных знаний   о живой и неживой приро­де;

― демонстрация тесной взаимосвязи между живой и неживой при­родой;

― формирование специальных и общеучебных умений и навыков;

― воспитание бережного отношения к природе, ее ресурсам, знакомство с основными направлениями природоохранительной ра­боты;

― воспитание социально значимых качеств личности.

В процессе изучения природоведческого материала у учащих­ся развивается на­блю­да­тельность, память, воображение, речь и, главное, логическое мышление, умение ана­ли­зи­ровать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и за­ви­си­мости.

Первые природоведческие знания умственно отсталые дети по­лучают в дошкольном возрасте и в младших классах. При зна­комстве с окружающим миром у учеников специальной коррекционной школы формируются первоначальные знания о природе: они изучают се­зонные изменения в природе, знакомятся с временами года, их признаками, наблюдают за явлениями природы, сезонными изме­нениями в жизни растений и животных, получают элементарные сведения об охране здоровья человека.

Курс «Природоведение» не только обобщает знания о приро­де, осуществляет пе­ре­ход от первоначальных представлений, по­лученных в IIV классах, к систематическим знаниям по геогра­фии и естествознанию, но и одновременно служит основой для них.

Программа по природоведению состоит из шести разделов:

«Вселенная», «Наш дом — Земля», «Есть на Земле страна Россия», «Расти­тель­ный мир», «Животный мир», «Человек».

При изучении раздела «Вселенная» учащиеся знакомятся с Сол­нечной системой: звездами и планетами, историей исследования космоса и современными достижениями в этой области, узнают о значении Солнца для жизни на Земле и его влиянии на сезонные изменения в природе. Учитель может позна­комить школьников с названиями планет, но не должен требо­вать от них обязательного полного воспроизведения этих назва­ний.

В разделе «Наш дом ― Земля» изучаются оболочки Земли — атмосфера, литосфера и гидросфера, основные свойства воздуха, воды, полезных ископаемых и почвы, меры, принимаемые человеком для их охраны. Этот раздел программы предусматривает также знакомство с формами поверхности Земли и видами водоемов.

Раздел «Есть на Земле страна Россия» завершает изучение неживой природы в V классе и готовит учащихся к усвоению курса географии. Школьники знакомятся с наиболее значимыми географическими объектами, рас­по­ло­же­н­ными на территории нашей страны (например: Черное и Балтийское моря, Уральские и Кав­казские горы, реки Волга, Енисей, и др.). Изучение этого материала имеет оз­на­ко­ми­тель­ный характер и не требует от учащихся географической характе­ристики этих объектов и их нахождения на географической карте.

При изучении этого раздела уместно опираться на   знания учащихся о своем родном крае.

Более подробное знакомство с произрастающими растениями и обитающими животными, как в целом в России, так, в частности, и в своей местности дети познакомятся при изучении последующих разделов

При изучении растительного и животного мира Земли углуб­ляются и систематизируются знания, полученные в IIV классах. Приводятся простейшие классификации растений и животных. Пе­дагогу необходимо обратить внимание учащихся на характерные признаки каждой группы растений и животных, показать взаимо­связь всех живых организмов нашей планеты и, как следствие этого, необходимость охраны растительного и животного мира. В содержании могут быть указаны   представители флоры и фауны разных климатических поясов, но значительная часть времени должна быть отведена на изучение растений и животных нашей страны и своего края.   При знакомстве с домашними животными, комнатными и декора­тивными растениями следует обязательно опираться на личный опыт учащихся, воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к объектам природы, умение видеть её красоту.

Раздел «Человек» включает простейшие сведения об организ­ме, его строении и функционировании. Основное внимание тре­буется уделять пропаганде здорового образа жизни, предупреж­дению появления вредных привычек и формированию необходимых санитарно-гигиенических навыков.

Завершают курс обобщающие уроки. Здесь уместно систематизировать знания о живой и неживой природе, полученные в курсе «Природоведение».

В процессе изучения природоведческого материала учащиеся должны понять логику курса: Вселенная — Солнечная систе­ма — планета Земля. Оболочки Земли: атмосфера (в связи с этим изучается воздух), литосфера

(земная поверхность, полезные ископаемые,почва), гидросфера (вода, водоемы). От неживой природы зависит состояние биосфе­ры: жизнь растений, животных и человека. Человек — час­тица Вселенной.

Такое построение программы поможет сформировать у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) целостную картину окружающего мира, показать единство материального мира, познать свою Родину как часть планеты Земля.

Одной из задач курса «Природоведение» является формиро­вание мотивации к изу­чению предметов естествоведческого цик­ла, для этого программой предусматриваются эк­скурсии и разно­образные практические работы, которые опираются на личный опыт учащихся и позволяют использовать в реальной жизни зна­ния, полученные на уро­ках.

Рекомендуется проводить экскурсии по всем разде­лам программы. Большое количество экскурсий обусловлено как психофизическими особенностями учащихся (наблюдение изучае­мых предметов и явлений в естественных условиях способствует более прочному формированию природоведческих представлений и понятий), так и содержанием учебного материала (большинст­во изучаемых объектов и явлений, предусмотренных программой, доступно непосредственному наблюдению учащимися).

В тех случаях, когда изучаемый материал труден для вербаль­ного восприятия, программа предлагает демонстрацию опытов (свойства воды, воздуха, почвы). Технически несложные опыты ученики могут проводить самостоятельно под руководством учителя. В программе выделены основные виды практических работ по всем разделам. Предлагаемые практические работы имеют раз­личную степень сложности: наиболее трудные работы, необяза­тельные для общего выполнения или выполняемые совместно с учителем, обозначаются специальным знаком*.

Программа учитывает преемственность обучения, поэтому в ней должны быть отражены межпредметные связи, на которые опира­ются учащиеся при изучении природоведческого материала.

Курс «Природоведение» решает задачу подготовки учеников к усвоению географического (V класс) и биологического (V и VI классы) материала, поэтому данной программой предусматривается введение в пассивный сло­варь понятий, слов, специальных терминов (например таких, как корень, сте­бель, лист, млекопитающие, внутренние органы, равнина, глобус, карта и др.).

Биология

7-8 КЛАССЫ

9 КЛАССЫ

5-9

Программа по биологии продолжает вводный курс «Природоведение», при изу­че­нии ко­торого учащиеся в V и VI классах, получат элементарную естественно-научную под­го­товку. Преемственные связи между данными предметами обеспечивают целост­ность би­ологического курса, а его содержание будет способство­вать правильному поведению обу­чающихся в соответствии с законами приро­ды и общечеловеческими нрав­с­т­ве­н­ны­ми цен­ностями.

Изучение биологического материала в VII-IX классах позволяет решать за­дачи экологического, эстетического, патриотического, физическо­го, трудового и полового воспитания детей и подростков.

Знакомство с разнообразием растительного и животного ми­ра должно воспитывать у обучающихся чувство любви к природе и ответ­ственности за ее сохранность. Учащимся важно понять, что сохранение красоты природы тесно связано с деятельностью че­ловека и человек — часть приро­ды, его жизнь зависит от нее, и поэтому все обязаны сохранять природу для себя и последующих поколений.

Курс «Биология » состоит из трёх разделов: «Растения», «Животные», «Человек и его здоро­вье».

Распределение времени на изучение тем учитель планирует самостоятельно, исходя из местных (региональных) условий.

Программа предполагает ведение наблюдений, органи­зацию лабораторных и практических работ, демонстрацию опы­тов и проведение экскурсий ― всё это даст возможность более целенаправленно способствовать развитию любознательности и повышению интереса к предмету, а также более эффективно осу­ществлять коррекцию учащихся: развивать память и наблюдатель­ность, корригировать мышление и речь.

С разделом «Неживая природа» учащиеся знакомятся на уроках природоведения в V и VI классах и узнают, чем жи­вая природа отличается от неживой, из чего состоит живые и не­живые тела, получают новые знания об элементарных физичес­ких и химических свойствах и использовании воды, воздуха, полезных ископаемых и почвы, некоторых явлениях неживой природы.

Курс биологии, посвящённый изучению живой природы, начинается с раздела «Растения» (VII класс), в котором все растения объединены в группы не по семействам, а по месту их произрастания. Такое структурирование матери­ала более доступно для понимания обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). В этот раздел включены практически значимые темы, такие, как «Фитодизайн», «Заготовка овощей на зиму», «Лекарственные растения» и др.

В разделе «Животные» (8 класс) особое внимание уделено изучению животных, играющих значительную роль в жизни че­ловека, его хозяйственной деятельности. Этот раздел дополнен темами, близкими учащимся, живущим в городской местности («Аквариумные рыбки», «Кошки» и «Собаки»: породы, уход, сани­тарно-гигиенические требования к их содержанию и др.).

В разделе «Человек» (IX класс) человек рассматривается как биосоциальное су­ще­с­т­во. Основные системы органов человека предлагается изучать, опираясь на сравнительный ана­лиз жизнен­ных функций важнейших групп растительных и животных орга­низмов (пи­та­ние и пищеварение, дыхание, перемещение веществ, выделение, размножение). Это по­з­во­лит обучающимся с умственной отсталостью (интелле­ктуальными нарушениями) вос­принимать человека как часть живой природы.

За счет некоторого сокращения анатомического и морфологи­ческого материала в программу включены темы, связанные с со­хранением здоровья человека. Обучающиеся знакомятся с распрост­раненными заболеваниями, узнают о мерах оказания доврачебной помощи. Привитию практических умений по данным вопросам (из­мерить давление, наложить повязку и т. п.) следует уделять боль­ше внимания во внеурочное время.

Основные задачи изучения биологии:

― формировать элементарные научные представления о компонентах живой природы: строении и жизни растений, животных, организма человека и его здоровье;

― показать практическое применение биологических знаний: учить   приемам выращивания и ухода за некоторыми (например, комнатными) растениями и домашними животными, вырабатывать умения ухода за своим организмом, использовать полученные знания для решения бытовых, медицинских и экологических проблем;

― формировать навыки правильного поведения в природе, способствовать экологическому, эстетическому, физическому, санитарно-гигиеническому, половому воспитанию подростков, помочь усвоить правила здорового образа жизни;

― развивать и корригировать познавательную деятельность, учить анализировать, сравнивать природные объекты и явления, подводить к обобщающим понятиям, понимать причинно-следственные зависимости, расширять лексический запас, развивать связную речь и другие психические функции.

География

6-8 КЛАССЫ

9 КЛАССЫ

6-9

Программа по географии разработана с учётом изменений,   происходящих в современном обществе, и новых данных географической науки.

География как учебный предмет имеет большое значение для всестороннего развития учащихся со сниженной мотивацией к познанию. Изучение географии нашей страны и материков расширяет кругозор детей об окружающем мире, позволяет увидеть природные явления и социально-экономические процессы во взаимосвязи.

Основными задачами современного школьного курса географии:

1.   Дать элементарные, но научные и систематические сведения о природе, населении, хозяйстве своего края, России и зарубежных стран.

2.   Показать особенности взаимодействия человека и природы.

3.   Формировать элементарные географические представления.

4.   Познакомить с культурой и бытом разных народов.

5.   Развивать ключевые компетенции учащихся (коммуникативные, информационные, кооперативные и др.).

6.   Развивать любознательность, научное мировоззрение.

7.   Формировать умение работать с географической картой, графической наглядностью.

8.   Прививать любовь к Родине, её природе, умение бережно относиться к природе своего края.

9.   Прививать гражданские и патриотические чувства.

10.    Помочь усвоить правила поведения в природе.  

География дает благодатный материал для патриотического, интернационального, эстетического и экологического воспитания учащихся, помогает знакомить их с миром профессий, распространенных в своем регионе.

Программа составлена с учетом психофизических особенностей учащихся с нарушением интеллектуального развития. Географический материал в силу своего содержания обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности детей с нарушением интеллектуального развития: они учатся анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости. Работа с символическими пособиями, какими являются план и географическая карта, учит абстрагироваться, развивает воображение учащихся. Систематическая словарная работа на уроках географии расширяет лексический запас детей, помогает им правильно употреблять новые слова в связной речи.

Мир истории

6 КЛАСС

6

В основу изучения предмета «Мир истории» положен принцип цивилизационного анализа исторических фактов, позволяющий на конкретных примерах познакомить обучающихся с историей развития человека и человеческой цивилизации. Такой подход позволяет создать условия для формирования нравственного сознания, усвоения и накопления обучающимися социального опыта, коррекции и развития высших психических функций.

Цель изучения предмета «Мир истории» заключается в подготовке обучающихся к усвоению курса «История Отечества» в VII-XI классах. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

― формирование первоначальных представлений об особенностях жизни, быта, труда человека на различных исторических этапах его развития;

― формирование первоначальных исторических представлений о «историческом времени» и «историческом пространстве»;

― формирование исторических понятий: «век», «эпоха», «община» и некоторых других;

― формирование умения работать с «лентой времени»;

― формирование умения анализировать и сопоставлять исторические факты; делать простейшие выводы и обобщения;

― воспитание интереса к изучению истории.

История Отечества

7 КЛАСС

8 КЛАСС

9А КЛАСС

9Б КЛАСС

7-9

В процессе изучения истории предусматривается также формирование личностных качеств гражданина. Особое внимание уделяется краеведческой работе с использованием местного исторического материала.

Цель курса: сформировать у обучающихся способность изучать разнообразный исторический материал и использовать его в своей деятельности.

В курсе «Истории Отечества» акцент делается на крупных исторических событиях отечественной истории, жизни, быте людей данной эпохи. Дается отчетливый образ наиболее яркого событиями выдающегося деятеля, олицетворяющего данный период истории. Такой подход к периодизации событий способствует лучшему запоминанию их последовательности.

Последовательное изучение исторических событий обеспечит более глубокое понимание материала, облегчает и ускоряет формирование знаний. При этом используется уровневый подход к формированию знаний с учетом психофизического развития, типологических и индивидуальных особенностей обучающихся.

Весь исторический материал представлен отечественной историей. На уроках используется информативный, фактический и иллюстративно-текстуальный материал.

Обществоведение

9А КЛАСС

9Б КЛАСС

8-9

В содержание курса обществознания включены в доступной форме элементарные сведения о государстве, праве, правах и обязанностях граждан, основных законах нашей страны, что важно для формирования детей с отклонением в интеллектуальном развитии нравственных и правовых норм жизни в обществе.

Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у обучающихся специфических нарушений. В программе основными принципами являются принцип коррекционной направленности в обучении, принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения, принцип научности и доступности обучения, принцип систематичности и последовательности в обучении, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т. д.

Рисование

(Изобразительное искусство)

1-4 КЛАССЫ

5 КЛАСС

1-5

Основная цель изучения предмета заключается во всестороннем развитии личности обучающегося с умственной отсталостью в процессе приобщения его к художественной культуре и обучении умению видеть прекрасное в жизни и искусстве; в формировании элементарных знаний об изобразительном искусстве, общих и специальных умений и навыков изобразительной деятельности (в рисовании, лепке, аппликации), развитии зрительного восприятия формы, величины, конструкции, цвета предмета, его положения в пространстве, а также адекватного отображения его в рисунке, аппликации, лепке; развитие умения пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни.

Уроки рисования имеют важное коррекционно-развивающее значение, оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности умственно отсталого ребенка, воспитанию у него положительных навыков и привычек.

Содержание программы отражено в пяти разделах: «Подготовительный период обучения», «Обучение композиционной деятельности», «Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию»; «Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в живописи», «Обучение восприятию произведений искусства».

Музыка

1-4 КЛАССЫ

5 КЛАСС

1-5

Цель предмета - приобщение обучающихся к музыкальной культуре как к неотъемлемой части духовной культуры.

Коррекционная направленность учебного предмета обеспечивается композиционной, игровой направленностью, эмоциональным дополнением используемых методов.

В содержание программы входит овладение обучающимися в доступной для них форме и объеме следующими видами музыкальной деятельности: восприятие музыки, хоровое пение, элементы музыкальной грамоты, игра на музыкальных инструментах детского оркестра.

Содержание занятий состоит из элементарного теоретического материала, доступных видов музыкальной деятельности, музыкальных произведений для слушания и исполнения, вокальных упражнений.

Адаптивная физическая культура

1-4 КЛАССЫ

5-8 КЛАССЫ

9 КЛАССЫ

1-9

Основная цель изучения данного предмета заключается во всестороннем развитии личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения их к физической культуре, коррекции недостатков психофизического развития, расширении индивидуальных двигательных возможностей, социальной адаптации.

Физическое воспитание рассматривается и реализуется комплексно и находится в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим воспитанием, трудовым обучением; занимает одно из важнейших мест в подготовке этой категории обучающихся к самостоятельной жизни, производительному труду, воспитывает положительные качества личности, способствует социальной интеграции школьников в общество.

Содержание программы отражено в пяти разделах: «Знания о физической культуре», «Гимнастика», «Легкая атлетика», «Лыжная и конькобежная подготовка», «Игры». Каждый из перечисленных разделов включает некоторые теоретические сведения и материал для практической подготовки обучающихся.

Ручной труд

1-4 КЛАССЫ

1-4

Основная цель изучения данного предмета заключается во всестороннем развитии личности учащегося младшего возраста с умственной отсталостью в процессе формирования трудовой культуры и подготовки его к последующему профильному обучению в старших классах.

Изучение данного предмета способствует развитию созидательных возможностей личности, творческих способностей, формированию мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности.

Программой предусмотрены следующие виды работ: работа с глиной и пластилином; работа с природными материалами; работа с бумагой; картонажно-переплетные работы; работа с текстильными материалами; работа с металлом и проволокой; металлоконструктором; работа с древесными материалами; комбинированные работы с разными материалами.

Ритмика

1-8

Целью занятий по ритмике является развитие двигательной активности ребенка в процессе восприятия музыки.

На занятиях ритмикой осуществляется коррекция недостатков двигательной, эмоционально-волевой, познавательной сфер, которая достигается средствами музыкально-ритмической деятельности. Занятия способствуют развитию общей и речевой моторики, ориентировке в пространстве, укреплению здоровья, формированию навыков здорового образа жизни у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Основные направления работы по ритмике: упражнения на ориентировку в пространстве;   ритмико-гимнастические упражнения (общеразвивающие упражнения, упражнения на координацию движений, упражнение на расслабление мышц); упражнения с детскими музыкальными инструментами; игры под музыку; танцевальные упражнения.

Логопедические занятия

1-8

Цель логопедических занятий состоит в диагностике, коррекции и развитии всех сторон речи (фонетико-фонематической, лексико-грамматической, синтаксической), связной речи.

Основными направлениями логопедической работы является: диагностика и коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация и дифференциация звуков речи); диагностика и коррекция лексической стороны речи; диагностика и коррекция грамматического строя речи (синтаксической структуры речевых высказываний, словоизменения и словообразования); коррекция диалогической и формирование монологической форм речи; развитие коммуникативной функции речи; коррекция нарушений чтения и письма; расширение представлений об окружающей действительности;развитие познавательной сферы (мышления, памяти, внимания).

Психокоррекционные занятия

1-8

Цель психокорреционных занятий заключается в применении разных форм взаимодействия с обучающимися, направленными на преодоление или ослабление проблем в психическом и личностном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений учащихся.

Основные направления работы:     

диагностика и развитие познавательной сферы (формирование учебной мотивации, активизация сенсорно-перцептивной, мнемической и мыслительной деятельности);            диагностика и развитие эмоционально-личностной сферы (гармонизация психоэмоционального состояния, формирование позитивного отношения к своему «Я», повышение уверенности в себе, развитие самостоятельности, формирование навыков самоконтроля); диагностика и развитие коммуникативной сферы и социальная интеграции (развитие способности к эмпатии, сопереживанию; формирование продуктивных видов взаимодействия с окружающими в семье, классе, повышение социального статуса ребенка в коллективе, формирование и развитие навыков социального поведения).

Чтение и развитие речи

9А КЛАСС

9Б КЛАСС

9

Изучение предмета «Чтение и развитие речи» направлено на достижение следующих целей:

-освоение знаний об основных биографических сведениях писателей; по содержанию художественных произведений;

овладение умениями:

-воспринимать доступные по содержанию художественные произведения;

-устанавливать смысловые связи с ориентацией не только на предметный план произведения, но и на его внутренний подтекст (с помощью учителя);

-эмоционально откликаться на прочитанное;

-использовать выразительные средства языка;

-пересказывать текст полно и кратко, с изменением лица рассказчика;

-коррекция и развитие психических функций обучающихся;

-воспитание любви к чтению книг.

Письмо и развитие речи

9А КЛАСС 

9Б КЛАСС 

9

Изучение предмета «Письмо и развитие речи» направлено на достижение следующей целей:  

-достижение более высокого уровня речевой практики учащихся за счёт осознания ими основных законов языка.  

Главными задачами изучения предмета являются:

-дать учащимся законченный курс знаний по грамматике;

-выработать достаточно прочные навыки грамотного письма на основе усвоения звукового состава языка,     элементарных сведений по грамматике и правописанию;

-научить школьников последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

-повысить уровень общего развития учащихся с целью более успешной их адаптации в обществе.

Профессионально-трудовое обучение

"ШВЕЙНОЕ ДЕЛО" 5,7,8 КЛАССЫ

"СТОЛЯРНОЕ ДЕЛО" 8 КЛАСС

"СЕЛЬСКО-ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТРУД" 5-6 КЛАССЫ

"СЕЛЬСКО-ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТРУД" 7 КЛАСС

"СЕЛЬСКО-ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТРУД" 9 КЛАССЫ

5-9

Швейное дело

Цель программы - формирование у обучающихся необходимого объёма профессиональных знаний и общетрудовых умений и навыков в области технологии изготовления женской и детской легкой одежды.

Программа по швейному делу составлена с учётом возрастных и психофизических особенностей учащихся, уровня их знаний, умений и навыков.

Задачи:

·  изучить устройство машин с ручным, ножным и электрическим приводом, научить принципам работы на них;

·  формировать умения снимать мерки и строить чертежи изделий;

·  учить практическому применению имеющихся знаний и умений по пошиву швейных изделий;

·  расширить представления в областях материаловедения, машиноведения, технологии пошива лёгкой одежды;

·  познакомить с основами трудового законодательства;

·  совершенствовать навыки работы на промышленной швейной машине.

·  развивать познавательный интерес к пошиву изделий, корригировать наглядно-образное и наглядно-действенное мышление, произвольное и постпроизвольное внимание, память, мелкую моторику рук, зрительное восприятие;

·  активизировать речевую деятельность обучающихся;

·  обогащать словарный запас профессиональными терминами.

·  воспитывать осознанность перспектив обучения;

·  воспитывать у обучающихся положительное отношение к труду;

·  ответственное отношение к труду и результатам труда.

Столярное дело

Цель программы - совершенствование общетрудовых умений, профессиональных навыков, повышение уровней трудового и нравственного воспитания на основе производительного труда учащихся. Самостоятельному выполнению несложных видов работы на предприятиях различных отраслей, преимущественно в промышленном и сельскохозяйственном производстве.

Программа включает теоретические и практические занятия. Предусматриваются лабораторные работы и упражнения, экскурсии на профильные производства.

При составлении программы учтены принципы повторяемости учебного материала и постепенности ввода нового.

Преподавание базируется на знаниях, получаемых учащимися на уроках математики, естествознания, истории и других предметах.

В процессе обучения школьники знакомятся с разметкой деталей, пилением, строганием, сверлением древесины, скреплением деталей в изделия и украшением их. Приобретают навыки владения столярными инструментами и приспособлениями, узнают правила ухода за ними. Некоторые из инструментов и приспособлений изготовляют сами. Учатся работать на сверлильном и токарном станках, применять лаки, клеи, красители. Составлять и читать чертежи, планировать последовательность выполнения трудовых операций, оценивать результаты своей и чужой работы также входят в программу обучения.

Большое внимание уделяется технике безопасности. Затронуто эстетическое воспитание (художественная отделка столярного изделия). Все это способствует физическому и интеллектуальному развитию умственно отсталых подростков.

Сельскохозяйственный труд

Цель программы - формирование у обучающихся необходимого объёма профессиональных знаний и общетрудовых умений и навыков в области сельскохозяйственного труда.

Задачи:

1.Развитие обще трудовых умений, умения планировать последовательность выполнения и контроля хода работы.

2.Формирование доступных школьникам технологических знаний.

3.Подготовка учащихся к самостоятельному выполнению несложных видов работ на предприятиях различных               отраслей сельского хозяйства.

4.Воспитание устойчивого положительного отношения к труду и формирование необходимых в производственной деятельности качеств личности.

Основы социальной жизни (Социально-бытовая ориентировка)

5-8 КЛАССЫ

9А КЛАСС

9Б КЛАСС

5-9

Занятия направлены на практическую подготовку обучающихся к самостоятельной жизни и труду, формирование знаний, умений и навыков, способствующих социальной адаптации, повышение уровня общего развития обучающихся.      

Программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития детей. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. В программу включены следующие разделы: «Личная гигиена», «Одежда и обувь», «Жилище», «Питание», «Семья», «Экономика домашнего хозяйства», «Культура поведения», «Транспорт», «Торговля», «Средства связи», «Медицинская помощь», «Учреждения и организации».

Основными формами и методами обучения являются практические работы, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, беседы.